Подпись документов#
О подписи#
В КриптоАРМ можно создавать электронные подписи документов по стандартам CAdES. Электронная подпись гарантирует подлинность документа и защищает его от изменений.
Поддерживаемые стандарты#
- CAdES-BES - базовая подпись без меток времени,
- CAdES-T - подпись со штампом времени (TSP) для фиксации момента подписания,
- CAdES-X Long Type 1 - для создания усовершенствованной подписи с архивными штампами времени и полными доказательствами валидации и цепочки сертификатов.
Типы подписи#
Подпись может быть добавлена в файл как присоединенная или отсоединенная.
- При присоединенной подписи документ и подпись хранятся в одном файле. Для подписанного документа создается новый файл расширением (например,
.sigили.p7s). Что делает невозможным открытие файла без снятия подписи с помощью специализированного приложения. Основное преимущество такого варианта — удобство хранения и передачи. - Отсоединенная подпись сохраняется в отдельном файле (например, с расширением
.sigили.p7s). Исходный документ остается неизменным и доступным для просмотра.
Как подписать документы#
💡 Совет: Чтобы оценить, готово ли ваше рабочее место для подписи документов, воспользуйтесь Проверкой рабочего места.
Шаг 1. Запуск мастера#
- Откройте главное меню по кнопке
, размещенной в верхнем левом углу окна приложения. -
Выберите пункт Подпись и шифрование.
💡 Совет: Перейти в мастер можно из раздела Архив с помощью действия Открыть для одного или нескольких файлов, либо с помощью действия Добавить документ.
Шаг 2. Добавление документов#
Добавьте файлы одним из способов:
-
В окне Подпись и шифрование нажмите на кнопку Добавить на панели действий, либо на Добавить документ, если документы отсутствуют.
В появившемся меню выберите:
- С устройства - для выбора файлов, сохраненных на устройстве,
- Из архива - для выбора файлов, сохраненных в разделе Архив.
-
Выберите файлы в любом стороннем приложении. Затем нажмите Открыть с помощью и выберите КриптоАРМ.
💡 Совет: Ненужный файл можно удалить из списка через меню Еще → Удалить.
Шаг 3. Настройка параметров подписи#
По умолчанию в мастере используются настройки операции из активного профиля.
💡 Профиль — это сохранённый набор настроек подписи. Используя профили, вы можете быстро переключаться между разными сценариями. Подробнее про профили читайте в инструкции Управление профилями.
Чтобы изменить настройки профиля:
- Нажмите на название профиля в нижней части экрана.
-
Откроется окно с настройками:
- Выберите Подпись в блоке Операции.
- Выберите сертификат подписи. Для этого нажмите на соответствующую панель и в открывшемся окне укажите один из личных сертификатов.
- При необходимости включите опцию Сохранить в «Архив» и укажите папку для сохранения результатов.
При необходимости внесите изменения в дополнительные настройки, скрытые в кнопку Параметры подписи:
- Стандарт подписи: CAdES-BES, CAdES-T или CAdES-X Long Type 1,
- Тип подписи: присоединённая или отсоединённая.
💡 Совет: Чтобы поставить подпись со штампами, выберите стандарт подписи CAdES-X Long Type 1 или CAdES-T и укажите настройки служб штампов времени. Про описание настроек читайте в инструкции Настройки для стандартов со штампами.
-
Сохраните настройки профиля.
💡 Совет: Чтобы заменить профиль нажмите на кнопку
в поле с названием профиля и из выпадающего списка выберите нужный профиль.
Шаг 4. Подтверждение и выполнение операции#
- Нажмите кнопку Выполнить в нижней части окна Подпись и шифрование.
-
Перед выполнением операции будет запрошено подтверждение.
Нажав «Продолжить» в окне, вы подтверждаете, что ознакомились с подписываемыми данными.
После подтверждения будет запущено выполнение операции.
-
Если контейнер закрытого ключа имеет пароль, то необходимо ввести его в модальном окне.
🚨 В окне с подтверждением операции может появиться дополнительное уведомление, если сертификат подписи недействителен. В этом случае подпись будет выполнена, но стоит учесть, что её действительность может быть поставлена под сомнение.
Шаг 5. Результат#
Выполнение операции занимает определенное время и зависит от их объема и производительности устройства.
- Если операция выполнена успешно, на панели с файлом отобразится статус «Подписан».
- Если в профиле была активна настройка Сохранить в «Архив», то подписанные документы будут сохранены в указанную папку раздела Архив.
- Если в настройках профиля выбрана отсоединённая подпись, то в раздел «Документы» помимо файла подписи сохранится копия исходного файла.
💡 В окне с результатами операции вы можете ознакомиться с информацией о подписи и поделиться файлами.
Возможные ошибки#
Уведомления об ошибках отображаются в нижней части экрана.
Просмотр подробной информации доступен в разделе Журнал событий.
🔍 Подробнее об оповещениях читайте в инструкции Журнал событий.
| Ошибка | Описание | Рекомендуемые действия |
|---|---|---|
| Ошибка при подписи файла | Файлы недоступны или имеют нулевой размер | 1. Проверьте наличие и доступность файлов. Повторите добавление файлов в мастер 2. Убедитесь, что файлы не пустые (имеют ненулевой размер) 3. Освободите место на устройстве |
| Произошла ошибка | Введен неверный пароль для доступа к закрытому ключу | Указан неверный пароль на контейнер |
| Отсутствует лицензия на приложение КриптоАРМ | Истек срок действия или не активирована лицензия КриптоАРМ | 1. Приобретите лицензию КриптоАРМ 2. Установите лицензию в настройках приложения |
| Произошла ошибка | Не обнаружена действующая лицензия криптопровайдера КриптоПро СSP | 1. Приобретите лицензию КриптоПро СSP 2.Установите лицензию в настройках приложения. |
| Выберите сертификат подписи | Не выбран сертификат для выполнения операции подписи | Выберите сертификат в профиле подписи |
| Не указан адрес службы TSP | Отсутствуют настройки сервера штампов времени | Укажите корректный адрес TSP-сервера в профиле подписи |
| Произошла ошибка | Проблема с подключением к серверу штампов времени. Сервер недоступен или адрес неверный. | 1. Проверьте правильность введенного адреса 2. Убедитесь в доступности сервера |
| Выбранный сертификат подписи не подходит для усовершенствованной подписи | Несоответствие характеристик сертификата требованиям стандарта | Выберите подходящий сертификат или измените настройки стандарта подписи |
| Произошла ошибка | Отсутствует сетевое подключение | Проверьте подключение |







